UBFDAAD
Логотип 1

Креативность, сообщества и публичные пространства в Германии, Европе и России

Координатор ЦИГЕ: Александра Ненько

Направление развивается как междисциплинарное поле анализа (про)явлений публичной культуры в российском и европейском контекстах, а также изучения “мягкой силы” городов, воплощенной в практиках сообществ и изменчивой природе мест. Направление фокусируется на осмыслении трех измерений публичной культуры: акторов – творческих и активистских сообществ, их практик – от искусства улиц до организации гражданского участия, и контекстов, в которых они действуют – городских мест, общественных пространств, сеттингов творческих студий и креативных кластеров. Методология направления основана на сочетании методов социологии, антропологии, урбанистики, исследований культуры, искусствоведения и кураторских исследований. Чтобы пролить свет на сложность феномена публичной культуры, мы соединяем различные аналитические подходы, в том числе: социопространственный анализ, сетевой анализ, нарративный анализ, визуальный анализ и анализ эмоционального восприятия. Мы также синтезируем различные виды данных о публичной культуре, к примеру, количественные данные цифрового следа городских сообществ и качественные данные наблюдений и интервью с их представителями, для углубленного понимания “невидимой” низовой трансформации общего пространства. При сборе данных и распространении результатов исследований мы обращаем внимание на вовлечение наших стейкхолдеров, будь то взрослые горожане, юные жители или креативные профессионалы.

Лид-проекты направления связаны с гуманизацией среды через соучаствующее проектирование и работу с сообществами. Проект «Эмоциональный город» (грант Российского фонда фундаментальных исследований) под руководством Александры Ненько, ассоциированного исследователя ЦИГЕ и доцента Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО, направлен на изучение эмоционального ландшафта города и развитие практик эмоционального картирования для гуманизации городского проектирования. В рамках проекта эмоции, испытываемые жителями и гостями города, рассматриваются как измерение субъективного качества городской жизни и городской среды. Для понимания эмоционального ландшафта разрабатываются метрики эмоционального фона города, определяются средовые характеристики «радостных» и «грустных» городских мест.

Проект «Город для детей» посвящен развитию городских и сельских пространств с участием детей и для детей. В рамках проекта исследователи вместе со школьниками оценивают безопасность городской среды, формируют проекты для улучшения пространства образовательных учреждений, проводят воркшопы по соучаствующему проектированию детских игровых пространств и образовательные проекты для юных жителей.

С направлением связана и реализация проекта, поддерживаемого грантом РФФИ  «Исследование локальной низовой устойчивости соседских онлайн сообществ» и посвященного анализу формирования средовых ценностей и общего блага в онлайн обсуждениях соседей, а также тактикам взаимодействия со средовыми рисками на уровне онлайн коммуникации.

Кроме того, с 2021 года реализуется проект при поддержке РНФ «Пространственная сегрегация крупнейших постсоветских городов: анализ географии личной активности жителей на основе больших данных». Проект посвящен определению неформальной структуры городского пространства через кластеры повседневной активности горожан на основании геолоцируемых данных социальных медиа. В рамках проекта будут исследованы основания неравномерного использования городского пространства и доступа к различным аффордансам городской среды в 10 городах бывшего советского ареала. 

С 2015 по 2018 годы в сотрудничестве с Сетью институтов культуры стран Европейского союза и Гёте Институтом в Санкт-Петербурге в рамках данного исследовательского направления реализовывался публичный научно-образовательный проект ARTS4CITY под руководством Александры Ненько. Проект фокусировался на проведении арт-урбанистических исследований территорий и культурной активации городских пространств Санкт-Петербурга. Проект соединил европейских и российских художников, исследователей, урбанистов и жителей Санкт-Петербурга. Так, в сотрудничестве с Фондом Фридриха Эберта и Фондом имущества города правительства Санкт-Петербурга с участием художников из России, Литвы, Нидерландов и Польши в рамках ARTS4CITY выполнялся проект «Arte Punctura», направленный на культурное переосмысление постиндустриального пространства бывшего завода-гиганта «Красный треугольник». При поддержке ЦИГЕ и в партнерстве с администрациями районов, государственными организациями и НКО были реализованы мероприятия по активации сквера Товстоногова, берегов реки Охты, дворовых пространств Выборгского района, развитию соседского центра на базе библиотеки «Современник», международные воркшопы «Гений места» в Севкабель Порте и «Арт-ревитализация индустриальных территорий» в Планетарии №1 и многие другие. Сегодня наработки проекта продолжают воплощаться, в том числе, в урбанистических арт лабораториях, посвященных отдельным частям города. Так, осенью-зимой 2020-2021 годов в сотрудничестве с Библиотекой имени Маяковского и группой «Перфобуфет» действовала урбан-арт лаборатория «25 линий», посвященная Васильевскому острову. 

Кроме того, ассоциированные исследователи ЦИГЕ и другие ученые, специализирующиеся на изучении Германии и Европы, при финансовой, административной и консультативной поддержке ЦИГЕ реализуют индивидуальные проекты по изучению креативности, сообществ и публичных пространств в Германии, Европе и России. Например, Раиса Акифьева, НИУ ВШЭ и Университет Западной Австралии, в проекте «Культурная трансмиссия в малых сообществах: роль семьи, сообщества и социально-политических условий в жизни русскоговорящего населения Испании и Австралии» изучает передачу языка, методы воспитания детей и влияние общества принимающей страны на небольшие сообщества мигрантов в Мадриде и Перте. Проект «Городская эстетика в постсоциалистическом городе с немецким прошлым: практики оценки и создания эстетических свойств архитектуры», проводимый Анастасией Головнёвой, Университет Амстердама, направлен на выявление роли эстетических решений и эстетических изменений архитектуры города со сложной и многоуровневой историей восстановления прав владения архитектурными объектами на примере Вроцлава, Польша. Константин Котельников, институт истории СПбГУ, в рамках проекта «Социальная история русского Берлина 1920-х» исследует проблемы адаптации и преступного поведения русских эмигрантов в Берлине в период 1919-1933 гг.

В рамках данного направления ЦИГЕ также поддерживает исследователей в организации мероприятий по темам их проектов. Так, выпускница стипендиальной программы ЦИГЕ для аспирантов Маргарита Кулёва, НИУ ВШЭ, организовала семинары «(Не)видимый гендер: современное искусство и кураторские практики в России и Европе» и «Творческий труд в переходном процессе», а также воркшоп «Художественное образование: между традициями и экспериментом».