Начиная с 2015-го, каждые два года ЦИГЕ организует «Петербургскую летнюю школу по сетевому анализу» для российских и зарубежных магистрантов, аспирантов и начинающих исследователей в области социальных и гуманитарных наук. Школа проводится в рамках исследовательского направления ЦИГЕ «Сетевые структуры в Германии, Европе и России».
В последнее десятилетие интерес к сетевому анализу резко возрос. Несмотря на то, что данный подход быстро развивается и привлекает внимание отечественных ученых, в России он все еще находится на начальной стадии развития и испытывает недостаток в экспертах и образовательных программах. Чтобы восполнить этот пробел, Петербургская школа приглашает признанных исследователей со всего мира знакомить участников с анализом социальных сетей, его основными методами, инструментами и техниками. Школа предоставляет российским исследователям общества и культуры доступную качественную подготовку в области сетевого анализа и не имеет аналогов в России, в связи с чем привлекает студентов, исследователей и преподавателей со всей страны. Кроме того, в отличие от других школ сетевого анализа в мире, Петербургская школа ориентирована на исследователей, не имеющих значительного опыта в сетевом и статистическом анализе. При этом школа уникальным образом фокусируется на таких актуальных для исследователей в области социальных и гуманитарных наук направлениях, как социально-семантический сетевой анализ, анализ многослойных сетей и смешанные методы сетевого анализа. В результате школа привлекает не только начинающих, но и опытных исследователей, причем не только из России, но и со всего мира.
Программа школы состоит в первую очередь из вводных курсов и семинаров, связанных со сбором и анализом сетевых данных, включая использование соответствующего программного обеспечения. В рамках школы участники также представляют собственные проекты друг другу и приглашенным экспертам, получая отзывы и рекомендации по применению сетевого анализа в своих исследованиях.
Помимо этого, школа предоставляет возможность принять участие в семинаре по публикации статей в «Social Networks» - главном научном журнале по сетевому анализу и одном из ведущих мировых изданий по социологии. Семинар посвящен обсуждению предпочтительной для журнала тематики рукописей, требований к их содержанию, действенным стратегиям позиционирования статей и нюансам работы с редакторами и рецензентами. Семинар проводят исследователи, имеющие богатый опыт публикации в журнале и рецензирования подаваемых в него рукописей.
Предварительного знания в области сетевого анализа, программирования и математической статистики для участия в школе не требуется. Решающее значение при отборе заявок имеет аргументированная мотивация к изучению техник сетевого анализа и релевантное описание собственного исследовательского проекта.
Впервые школа состоялась в Санкт-Петербурге в 2015 году и продлилась восемь дней. В ней приняли участие 20 студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, планирующих использовать сетевой анализ в исследованиях города. Большинство из них являлись студентами ведущих российских вузов, таких как Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Московский государственный университет и университет ИТМО. Участники школы прослушали шесть курсов, посвященных основным концепциям и методам сетевого анализа, которые могут быть применены к социальным, культурным и техническим аспектам европейских городских ландшафтов.
Школу открыл Андрес Кардона, университет Билефельда, который рассказал об основных понятиях и подходах сетевого анализа. Затем последовал семинар «Анализ европейских городских сообществ: основные инструменты и техники», который провела Беата Волкер, Университет Амстердама. Йохан Коскинен из Университета Манчестера познакомил участников с моделированием динамики пространственно укорененных социальных сетей с помощью экспоненциальных моделей случайных графов (ERGMs). Предпоследний день школы был посвящен сетевому анализу городских групп и сообществ с помощью использования семантических и социально-семантических методов. Его провела Яна Дизнер из Университета Иллинойса в Урбана-Шампейн. Школа завершилась семинаром по анализу европейских сетей городской мобильности, который провел Камиль Рот, Национальный центр научных исследований Франции. На заключительной сессии участники, преподаватели и организаторы обсудили результаты работы за шесть дней, а также более общие проблемы и перспективы сетевого анализа городских ландшафтов.
Программу Летней школы 2015 года можно найти здесь.
С 10 по 16 июля 2017 года в рамках Второй школы студенты и молодые ученые знакомились с основами социального, семантического и социально-семантического сетевого анализа. Отобранные из 53 кандидатов 20 студентов и начинающих исследователей из Великобритании, Венгрии, Испании, России, Словакии, Чехии и Швеции посетили шестидневные занятия, разделенные на два курса, которые провели эксперты из ведущих европейских университетов.
Во время первого трехдневного курса Адина Нерджес из Университета Амстердама и Ю-Сунг Ли из Университета Эразма в Роттердаме представили основные концепции и методы анализа социальных сетей и семантического сетевого анализа. Участники узнали, как использовать пакет сетевого анализа ORA-NetScenes для создания отчетов по ключевым объектам, измерения на уровне узлов, измерения на уровне графа и AutoMap для очистки и предварительной обработки необработанных текстовых данных. В рамках семинара Йохана Коскинена из Манчестерского университета студенты познакомились с экспоненциальными моделями случайных графов (ERGMs). Участники исследовали различные возможности сетевого моделирования, работая с конкретными средствами программного обеспечения, такими как пакеты «network», «sna» и «statnet» в R и MPNet.
Программу Летней школы 2017 года можно найти здесь.
Третья Летняя школа прошла с 8 по 13 июля 2019 года и была посвящена новейшим методам сетевого анализа на основе данных европейских социальных и культурных сетей. Так как на участие в школе поступило более 60 заявок от студентов и преподавателей из Бразилии, Великобритании, Германии, Малайзии, Норвегии, Польши, России, Чехии и других стран, уровень приема составил около 25%.
В рамках школы Элиза Беллотти из Митчелл Центра анализа социальных сетей Манчестерского университета провела двухдневный семинар на тему «Введение в сетевой анализ и смешанные методы сбора сетевых данных». Джулия Бреннеке из школы менеджмента Ливерпульского университета провела двухдневный курс «Введение в экспоненциальные модели случайных графов (ERGMs) для сетевого анализа», разработанный для ознакомления участников с принципами, лежащими в основе ERGMs, и получения практического опыта работы с немецкими и европейскими данными с использованием специализированного программного обеспечения.
Программа Летней школы 2019 года.
Четвертая Петербургская летняя школа по сетевому анализу прошла с 12 по 17 июля 2021 года полностью в онлайн формате из-за связанных с пандемией ограничений. В мероприятии приняли участие отобранные из 26 заявок 16 участников из Канады, Люксембурга, Нидерландов, России, США, Турции, Финляндии, Чехии и Швейцарии.
Адина Нергес, Вагенингенский университет, и Ю-Сунг (Джей) Ли, Университет имени Эразма Роттердамского, открыли Школу двухдневным воркшопом "Введение в сетевой анализ". Далее семинар "Моделирование событий с помощью социальных сетей" провел Ваутер де Ной, Университет Амстердама и Амстердамская школа исследования коммуникации (ASCoR). Наконец, Йохан Коскинен из Мельбурнского университета завершил Школу воркшопом "Анализ сетевой структуры с использованием случайных графов". Также в рамках школы был проведен семинар по публикации в "Social Networks" под руководством Ваутера де Нойя, который является членом редакционного совета журнала. Участники также имели возможность представить свою работу и получить отзывы от преподавателей и других участников.
Участие в школе стимулирует создание социальных связей между участниками и мотивирует выпускников и начинающих карьеру исследователей подробнее узнавать о предоставляемых ЦИГЕ возможностях, таких как российско-европейская исследовательская мобильность, участие в международных научных проектах и мероприятиях, обучение на магистерской программе «Европейские общества», а также участие в программе поддержки аспирантов ЦИГЕ. Более того, участники школы нередко налаживают прочные связи с ЦИГЕ и расширяют сотрудничество с Центром. Например, в январе и мае 2018 года Себастиан Стивенс из Плимутского университета, Великобритания, участник школы 2017 года, провел несколько исследовательских стажировок в ЦИГЕ СПбГУ. Сегодня он является ассоциированным исследователем ЦИГЕ, сотрудничает с другими исследователями и преподавателями, открывает возможности для научного сотрудничества и академического обмена между СПбГУ и Плимутским университетом.
В конце 2017 года участница второй Летней школы Ирина Антощук из Санкт-Петербургского государственного университета и Европейского университета в Санкт-Петербурге получила грант от ЦИГЕ на посещение нескольких университетов в Великобритании и Кембриджского научного парка, провела интервью с русскоязычными учеными в Великобритании и собрала данные для своего проекта. Ирина также дважды побеждала в российско-европейском конкурсе научных статей магистрантов и аспирантов ЦИГЕ и является постоянным участником организуемой ЦИГЕ СПбГУ конференции «Сети в глобальном мире».
Участники школы считают полученные знания ценными для дальнейшего развития научной карьеры. Например, участница 2017 года Ольга Силютина, НИУ «Высшая школа экономики» отмечает: «Петербургская летняя школа сетевого анализа предоставляет большие объемы полезной информации, практику и общение с экспертами и другими участниками. Во время школы я получила опыт работы с различными программами для обработки текстов, поиска данных в интернете, построения семантических и социальных сетей, а также расширила свои знания и навыки работы на языке программирования R. Этот опыт способствовал постановке новых исследовательских вопросов и появлению новых идей. Я считаю полученные знания очень полезными и надеюсь применять их в своих будущих исследованиях».
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |