UBFDAAD
Логотип 1

Создание знания о стихийных бедствиях в локальных сообществах России и Европы (2019-)

a sdL5aiE6QПроект направлен на выработку научного понимания того, как формируется знание о стихийных бедствиях, что обуславливает способность общества противостоять данным угрозам. С одной стороны, для борьбы с природными бедствиями недостаточно интеллектуальных ресурсов местных сообществ. С другой стороны, без учета локального контекста, знанием которого обладают местные сообщества, эта борьба также малоэффективна. Поэтому успех борьбы со стихийными бедствиями во многом зависит от взаимодействия систем знания локальных сообществ с институциональными системами знания, аккумулированными органами власти, некоммерческими организациями, компаниями. Хотя необходимость включения локальных сообществ в процесс выработки и реализации решений по борьбе с природными бедствиями была закреплена в международных и государственных регламентах, реализация этих регламентов представляет собой сложную социально-технологическую задачу. Значительную сложность вызывает поиск точек соприкосновения между системами локального и экспертного знания. Это препятствует использованию локальными сообществами лучших практик в борьбе с катастрофами и в то же время обуславливает трудности в учете уникального практического опыта местных сообществ и локальных особенностей территорий, подверженных бедствиям. Как следствие, понижается устойчивость общества к климатическим рискам.

Цель проекта – выявить, как на территориях, подверженных природным бедствиям, взаимодействуют системы знания местных сообществ с их локальными социальными отношениями и экспертные системы знания прочих – институциональных – участников борьбы с природными бедствиями. Хотя в мире было проведено большое количество партиципаторных исследований, направленных на выявление условий и способов включения носителей локального знания в процесс разработки и принятия решений по борьбе с природными бедствиями, о внутреннем устройстве и механизмах взаимодействия локальных и экспертных систем знания о стихийных бедствиях известно крайне мало. Это препятствует дальнейшему развитию исследований, а также решению прикладных задач по выработке и реализации эффективных решений по борьбе с природными бедствиями.

Недостаток понимания того, как взаимодействуют локальные и экспертные системы знания в прикладных исследованиях борьбы с природными бедствиями, соответствует одной из основных проблем мировых социальных наук в целом: проблеме взаимодействия локального и институционального знания. Хотя основные теоретико-методологические подходы в социальных науках акцентируют внимание на дуализме локального и широко разделяемого знания/культуры, эмпирические исследования социального производства знания фокусируются либо на локальном, либо на институционализированном знании. Так, эмпирические исследования в рамках институционального подхода рассматривают знание как формирующуюся на институциональном уровне систему смыслов, предписываемых тем или иным социальным ролям, а исследования в рамках интеракционизма отводят решающую роль в создании знания социальным отношениям на микроуровне локальных сообществ. При этом оба подхода все чаще сталкиваются с необходимостью объяснить эмпирически наблюдаемые взаимодействия локального и институционального знания, выходящие за рамки их объяснительных возможностей: с одной стороны, возникновение знания вне институциональных логик или искажающих эти логики, а с другой – очевидное наличие внешних ограничений локального конструирования знания. Таким образом, оба подхода, каждый со своей стороны, приходят к необходимости эмпирического выявления механизмов взаимодействия институционального и локального знания. В частности, появляются эмпирические исследования локальной трансформации институционально транслируемого знания. Однако, конкретные структурные механизмы взаимного влияния локальных и институциональных знаниевых систем в контексте социальных отношений внутри местных сообществ еще только предстоит определить.

Таким образом, проект, направленный на выявление механизмов взаимодействия локального и экспертного знания о борьбе со стихийными бедствиями в контексте социальных отношений в местных сообществах, обладает значительной новизной и актуальностью для развития мировых социальных наук, по крайней мере, в двух измерениях. Во-первых, определение того, как взаимодействуют системы локального и экспертного экологического знания о природных бедствиях, откроет принципиально новые возможности для исследования борьбы с ними во всем мире, а также значительно стимулирует развитие таких областей знания, как социология природных катастроф и исследования устойчивого развития. Во-вторых, определение фундаментальных механизмов взаимодействия локального и институционального знания способствует получению ответа на один из краеугольных вопросов мировых социальных наук: о соотношении микро - и макроуровней общества.

Ведущими исследователями проекта, проводимого в рамках исследовательского направления ЦИГЕ «Креативность, сообщества и публичные пространства в Германии, Европе и России», являются Никита Басов и Ксения Пузырева

Проект проводится при поддержке Российского научного фонда (19-18-00394). 

Участники:

  • Никита Басов, СПбГУ, Россия
  • Ксения Пузырева, СПбГУ, Россия 
  • Иина Риикка Хеллстен, Университет Амстердама, Нидерланды
  • Йохан Хенрик Коскинен, Мельбурнский университет, Австралия
  • Камиль Жорж Режи Рот, Берлинский университет имени Гумбольдта, Германия
  • Вера Минина, СПбГУ, Россия
  • Джулия Бреннеке, Ливерпульский университет, Великобритания
  • Ирина Крецер, СПбГУ, Россия
  • Александр Пивоваров, СПбГУ, Россия
  • Артём Антонюк, СПбГУ, Россия
  • Ольга Никифорова, СПбГУ, Россия
  • Дархан Медеуов, Лейпцигский университет, Германия
  • Пит Джонс, Манчестерский университет, Великобритания
  • Панг Уонг, Технологический университет Суинберна, Австралия 
  • Даниэль Леон, Лейпцигский университет, Германия
  • Эмануэла Боргнино, Туринский университет, Италия
  • Зерлин Хеннинг, Центр духовной и экологической сознательности, Нидерланды
  • Ханнес Рассманн, Европейский Университет Виадрина, Германия
  • Ренате Шелвалд, Университет Утрехта, Нидерланды
  • Сара Казартелли, Университет Милана-Бикокка, Италия
  • Пик де Беус, Университет Утрехта, Нидерланды

Консультанты проекта:

  • Саймон МакКарти, Центр Изучения Наводнений, Мидлсекский университет, Великобритания
  • Салли Прист, Центр Изучения Наводнений, Мидлсекский университет, Великобритания

Публикации:

Basov, N., & Kholodova, D. (2021). Networks of context: Three-layer socio-cultural mapping for a Verstehende network analysis. Social networks, vol. 66.

Antonyuk, A., Puzyreva, K., Medeuov, D., Basov, N. (2021). ‘A Technique to Infer Symbolic and Socio- symbolic Micro Patterns’. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 181.

Medeuov, D., Roth, C., Puzyreva, K., Basov, N. (2020). ‘Concept-centered comparison of semantic networks’. Studies in Computational Intelligence. Vol. 943.

Puzyreva, К., de Vries, D. (2020). ‘A low and watery place’: A case study of flood history and sustainable community engagement in flood risk management in the County of Berkshire, England. International Journal of Disaster Risk Reduction. Vol. 52.

Puzyreva, К., Basov, N. (2020). Local Knowledge in Russian Flood-prone Communities: A Case Study on Living with the Treacherous Waters. International Case Studies in the Management of Disasters.

Basov, N., Breiger, R., & Hellsten, I. (2020). Socio-Semantic and Other Dualities. Poetics.

Basov, N. (2019). The Ambivalence of Cultural Homophily: Field Positions, Semantic Similarities, and Social Network Ties in Creative Collectives. Poetics. Vol. 78.