Координатор ЦИГЕ: Никита Басов
Работа в рамках данного исследовательского направления обусловлена растущей значимостью гетерогенных сетевых структур, связывающих индивидов, объекты, смыслы, организации, регионы и страны в современном обществе. Последующие изменения в науке и образовании, бизнесе и политике, искусстве и гражданском обществе, а также в других сферах в Германии, Европе и России требуют международного взаимодействия различных научных дисциплин в области сетевого анализа.
В этом направлении можно выделить две основных области исследований ЦИГЕ. Первая из них включает в себя изучение культурных и социальных структур. Особое внимание уделяется тому, каким образом эволюция сетей смыслов/знания влияет на изменения в сетях социальных, что особенно важно в контексте становления и развития обществ знания в Европе и России. В рамках второй области исследований, сфокусированной на креативности и инновациях, изучается возникновение, развитие и воплощение новых идей в объектах, структурах и процессах. Обе области исследований используют сетевой подход для анализа механизмов социальной и культурной микродинамики в немецких, европейских и российских контекстах на межличностном, межгрупповом и межорганизационном уровнях. Также проводится анализ пространственной укорененности социальных и культурных сетевых структур и их трансграничного распространения, в результате чего они связывают регионы и страны Евразии.
До 2017 года работа по данному направлению велась главным образом в рамках четырехлетнего международного междисциплинарного исследовательского проекта «Коэволюция сетей знания и коммуникации: Структурная динамика креативных коллективов в европейских культурных столицах» (2014-2017), получившего поддержку Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Министерства науки и образования Российской Федерации (Президентский грант). В ходе исследований было проанализировано то, каким образом коммуникация в креативных коллективах обуславливает возникновение особых коллективных структур знания и то, как эти структуры, в свою очередь, влияют на коммуникацию. Для реализации проекта был разработан метод смешанного социально-семантического сетевого анализа. Сбор лонгитюдных этнографических данных, а также текстовых материалов о работе креативных коллективов проходил в пяти крупных европейских городах: Санкт-Петербурге, Гамбурге, Барселоне, Мадриде и Лондоне. Проект был реализован в тесном взаимодействии с исследователями из Германии, Испании, Великобритании и Нидерландов и привлек участников со всего мира, включая США, Австралию и Канаду. В ходе проекта были проведены многочисленные совместные мероприятия и исследовательские поездки, способствовавшие научному взаимодействию между Россией, Германией и Европой.
В 2018 году в рамках данного исследовательского направления был запущен новый долгосрочный международный проект «Динамика сетевых социокультурных структур: анализ европейских креативных коллективов (2018-2020)», получивший поддержку Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Цель проекта - выявление фундаментальных социокультурных механизмов, действующих на микроуровне и обусловливающих социальное развитие. В ходе реализации проекта на основе собранных ранее лонгитюдных данных о европейских креативных коллективах осуществляется статистическое моделирование социокультурной микродинамики. Участниками проектами стали ученые из Германии, Европы, Великобритании, США и Австралии, а также студенты и ассоциированные исследователи ЦИГЕ.
Кроме того, при финансовой, административной и консультативной поддержке ЦИГЕ ассоциированные исследователи Центра и другие ученые из России и Европы реализуют индивидуальные проекты по изучению сетевых структур в России и Европе. Например, проект Николая Головина, СПбГУ, «Тённис-Вебер-Ковалевский-Сорокин: установление контактов между социологами в России и Германии» направлен на выявление неизвестных и малоизвестных научных связей между российскими и немецкими социологами в период их становления. Ирина Антощук, Европейский университет в Санкт-Петербурге и СПбГУ, в рамках своей работы «Русские IT-специалисты в Великобритании: миграционные, карьерные и диаспорные сети знания» изучает взаимодействие IT-специалистов с другими русскоговорящими исследователями, эмигрировавшими в Великобританию. Цель проекта «Потребление брендов в Испании», реализуемого Марией Дроздовой, Автономный университет Барселоны, - с помощью социально-семантического сетевого анализа определить, каким образом социальные связи в сообществах потребителей брендов определяют общее восприятие этих брендов.
В контексте данного исследовательского направления ЦИГЕ регулярно организует две серии важных международных мероприятий. Первое из них - это проводимая каждые два года конференция «Сети в глобальном мире», основная цель которой - собрать вместе специалистов со всего мира, чтобы объединить усилия разных научных дисциплин в ответ на вызовы, с которыми приходится сталкиваться при изучении сетей сегодня, а также обсудить результаты проведенных исследований. В ходе другого регулярного мероприятия - «Петербургской летней школы по сетевому анализу», которая также проходит раз в два года, немецкие, российские и европейские студенты знакомятся с основными концепциями и методами сетевого анализа под руководством международно признанных экспертов. Особое внимание при проведении этих мероприятий уделяется центральным темам исследований ЦИГЕ, таким как ко-эволюция социальных и культурных сетей, социально-семантический сетевой анализ, а также сетевой анализ инноваций и креативности в Германии и Европе.