UBFDAAD
Логотип 1

Создание знания о стихийных бедствиях в локальных сообществах России и Европы (2019-)

a sdL5aiE6QПроект направлен на выработку научного понимания того, как формируется знание о стихийных бедствиях, что обуславливает способность общества противостоять данным угрозам. С одной стороны, для борьбы с природными бедствиями недостаточно интеллектуальных ресурсов местных сообществ. С другой стороны, без учета локального контекста, знанием которого обладают местные сообщества, эта борьба также малоэффективна. Поэтому успех борьбы со стихийными бедствиями во многом зависит от взаимодействия систем знания локальных сообществ с институциональными системами знания, аккумулированными органами власти, некоммерческими организациями, компаниями. Хотя необходимость включения локальных сообществ в процесс выработки и реализации решений по борьбе с природными бедствиями была закреплена в международных и государственных регламентах, реализация этих регламентов представляет собой сложную социально-технологическую задачу. Значительную сложность вызывает поиск точек соприкосновения между системами локального и экспертного знания. Это препятствует использованию локальными сообществами лучших практик в борьбе с катастрофами и в то же время обуславливает трудности в учете уникального практического опыта местных сообществ и локальных особенностей территорий, подверженных бедствиям. Как следствие, понижается устойчивость общества к климатическим рискам.

Цель проекта – выявить, как на территориях, подверженных природным бедствиям, взаимодействуют системы знания местных сообществ с их локальными социальными отношениями и экспертные системы знания прочих – институциональных – участников борьбы с природными бедствиями. Хотя в мире было проведено большое количество партиципаторных исследований, направленных на выявление условий и способов включения носителей локального знания в процесс разработки и принятия решений по борьбе с природными бедствиями, о внутреннем устройстве и механизмах взаимодействия локальных и экспертных систем знания о стихийных бедствиях известно крайне мало. Это препятствует дальнейшему развитию исследований, а также решению прикладных задач по выработке и реализации эффективных решений по борьбе с природными бедствиями.

Недостаток понимания того, как взаимодействуют локальные и экспертные системы знания в прикладных исследованиях борьбы с природными бедствиями, соответствует одной из основных проблем мировых социальных наук в целом: проблеме взаимодействия локального и институционального знания. Хотя основные теоретико-методологические подходы в социальных науках акцентируют внимание на дуализме локального и широко разделяемого знания/культуры, эмпирические исследования социального производства знания фокусируются либо на локальном, либо на институционализированном знании. Так, эмпирические исследования в рамках институционального подхода рассматривают знание как формирующуюся на институциональном уровне систему смыслов, предписываемых тем или иным социальным ролям, а исследования в рамках интеракционизма отводят решающую роль в создании знания социальным отношениям на микроуровне локальных сообществ. При этом оба подхода все чаще сталкиваются с необходимостью объяснить эмпирически наблюдаемые взаимодействия локального и институционального знания, выходящие за рамки их объяснительных возможностей: с одной стороны, возникновение знания вне институциональных логик или искажающих эти логики, а с другой – очевидное наличие внешних ограничений локального конструирования знания. Таким образом, оба подхода, каждый со своей стороны, приходят к необходимости эмпирического выявления механизмов взаимодействия институционального и локального знания. В частности, появляются эмпирические исследования локальной трансформации институционально транслируемого знания. Однако, конкретные структурные механизмы взаимного влияния локальных и институциональных знаниевых систем в контексте социальных отношений внутри местных сообществ еще только предстоит определить.

Таким образом, проект, направленный на выявление механизмов взаимодействия локального и экспертного знания о борьбе со стихийными бедствиями в контексте социальных отношений в местных сообществах, обладает значительной новизной и актуальностью для развития мировых социальных наук, по крайней мере, в двух измерениях. Во-первых, определение того, как взаимодействуют системы локального и экспертного экологического знания о природных бедствиях, откроет принципиально новые возможности для исследования борьбы с ними во всем мире, а также значительно стимулирует развитие таких областей знания, как социология природных катастроф и исследования устойчивого развития. Во-вторых, определение фундаментальных механизмов взаимодействия локального и институционального знания способствует получению ответа на один из краеугольных вопросов мировых социальных наук: о соотношении микро - и макроуровней общества.

Ведущими исследователями проекта, проводимого в рамках исследовательского направления ЦИГЕ «Креативность, сообщества и публичные пространства в Германии, Европе и России», являются Никита Басов и Ксения Пузырева

Проект проводится при поддержке Российского научного фонда (19-18-00394). 

Участники:

Публикации:

Basov, N. (2019). The Ambivalence of Cultural Homophily: Field Positions, Semantic Similarities, and Social Network Ties in Creative Collectives. Poetics.